«Всё, что я пытаюсь сделать — это позволить людям узнать, что я думаю, через мою музыку».
«Мне трудно не создавать музыку. Это так же естественно, как есть и заниматься любовью». — ©Вангелис
Подборка шедевров от Вангелиса - величайшего композитора современности, основоположник электронной музыки и современной киномузыки. Он подарил миру множество бессмертных композиций, саундтреков к фильмам и увековечил собственное имя в истории.
Эвангелос Папатанасиу родился 29 марта 1943 года в греческом городе Агрии и вырос с братом Никасом в Афинах. Интерес к музыке появился у мальчика в 4-летнем возрасте, когда Вангелис начал импровизировать на семейном пианино и экспериментировать со звуками, помещая внутрь инструмента гвозди, очки и кастрюли.
Заметив увлечение сына, родители отдали его в специальную школу, но попытки выучиться нотной грамоте провалились, а Вангелис наловчился играть по памяти и придумывать новые техники самостоятельно. Позже пианист признался, что профессиональные уроки помешали бы творчеству. Тем не менее образование он все же получил: изучал классическую музыку и живопись в академии изящных искусств в Афинах, позже был студентом Сорбонны.
В детстве будущий композитор-самоучка предпочитал традиционную греческую и православную хоровую музыку, а в 12 лет увлекся джазом и роком. Позже уроженец Агрии создал первую группу в школе, а также научился играть на электрическом органе Хаммонда.
Пару лет музыкант сочинял для других греческих артистов, продюсировал, а также начал создавать саундтреки к фильмам.
После установления режима греческой хунты в 1967-м композитор покинул родину и перебрался в Париж. Там Вангелис вместе с Демисом Руссосом и еще двумя греческими музыкантами создали группу Aphrodite’s Child. Коллектив начал активно пополнять дискографию, был популярен у слушателей, но тоже просуществовал 3 года. После распада каждый артист пошел своим путем, а Вангелис заинтересовался прогрессив-музыкой с использованием синтезаторов и других электронных инструментов.
Композитор писал музыку для кино, телевидения и театра, в 1972-м выпустил дебютный сольный альбом, а в последующие годы свет увидели Antarctica, Oceanic и другие сборники. В 1974-м Вангелис заявил, что перерос Францию, и переехал в Лондон, где отправился на прослушивание в рок-группу Yes. В коллектив греческий музыкант не попал, но сдружился с Джоном Андерсоном, с которым впоследствии создал множество проектов.
Мировой успех пришел к Вангелису благодаря драме «Огненные колесницы». Композитор согласился написать партитуру для малобюджетного фильма, а мелодии стали данью уважения его отцу, который был бегуном-любителем. Саундтрек к картине принес создателю «Грэмми» и «Оскар», а заглавная песня возглавила американский национальный хит-парад, однако на церемониях награждения автор не присутствовал — отчасти из-за боязни летать.
Следующий триумф состоялся после выхода ленты «Бегущий по лезвию». Критики назвали музыку Вангелиса такой же частью антиутопической среды, как разрушающиеся здания и вездесущий дождь, и номинировали греческого творца на «Золотой глобус». Аналогичного успеха добился и саундтрек к фильму «1492: Завоевание рая», премьеру которого приурочили к 500-летию открытия Христофором Колумбом Нового Света. Также композитор создал музыкальное сопровождение к ленте «Александр».
Вангелис много сотрудничал с НАСА, которое использовало его музыку в космических миссиях. Также создал партитуру к балетам «Франкенштейн — современный Прометей», «Красавица и Чудовище» и другим танцевальным постановкам. В числе самых известных композиций музыканта — «Прелюдия» и «Альфа». Последний прижизненный студийный альбом Juno to Jupiter композитор выпустил в 2021 году, вдохновившись космическим зондом «Юнона».
Однажды в интервью пианист признался, что решение стать композитором было неосознанным:
«Мне трудно не создавать музыку. Это так же естественно, как есть и заниматься любовью».
Биография греческого творца оборвалась поздним вечером 17 мая 2022 года.